Районный день профориентации. Профессия экскурсовода в сфере туризма.

Районный день профориентации. Профессия экскурсовода в сфере туризма.

Районный день профориентации. Профессия экскурсовода в сфере туризма.

Вопросы профессионального самоопределения молодежи становятся все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для общества. Входя в рынок труда, молодой человек сталкивается с конкурентной борьбой за рабочее место. При этом общей характерной чертой, снижающей конкурентоспособность вчерашнего выпускника, является отсутствие или незначительный опыт профессиональной деятельности. И здесь туризм в силу специфики деятельности и воспитательной среды предоставляет большие возможности в деле профессиональной ориентации учащихся.В туристской деятельности трудовое воспитание сливается с политехническим образованием, которое подростки получают, осваивая сложные туристские навыки: пошив и ремонт рюкзаков, палаток, спальных мешков, изготовление и совершенствование оборудования, участие в строительстве временных туристских сооружений.

Любой профессиональный работник детского туризма всегда назовет вам десятки примеров того, как походы помогли молодым людям найти свое дело в жизни. Этому содействуют ролевые позиции ребят в туристской группе, устанавливающиеся при получении ими походной должности. Был парень в походах командиром — вырос до руководителя предприятия, фирмы или учреждения. Был в группе хорошим фотографом, много приходилось видеть и снимать — стал профессиональным корреспондентом. Была девочка санитаркой (в походе практика всегда есть) — стала врачом. Юные проводники стали геодезистами, топографами; юные краеведы — учеными, геологами, историками и учителями. Как часто именно в походе проявляется талант настоящего командира, экономиста, мастерового человека. И даже пусть они не станут специалистами — эти таланты нужны и в личной жизни. В процессе коллективной деятельности формируются организаторские качества ребят. Этому содействует специфика туристской деятельности в походе: четкая организация работы, коллективный характер деятельности, наглядность результатов, необходимость принятия правильных решений в постоянно меняющейся обстановке и ответственность за них.

Участие детей в краеведческой работе, а следовательно, изучение окружающей среды на примере родного края, ускоряет приобретение ими жизненного опыта, способствует формированию устойчивых убеждений и взглядов на происходящие в жизни события. В туристских походах, лагерях, экспедициях учащиеся изучают процессы производства на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях; обследуют поля, леса, почвы; участвуют в преобразовании и охране природы; помогают в работе археологических, этнографических, геологических экспедиций; участвуют в работе туристских агитбригад, лекторских групп; оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда и делают много других полезных дел, что является традициями детского туризма, которые складывались десятилетиями и продолжаются в наши дни.

Вступая в «мир профессий», молодой человек имеет, конечно, определенные представления о тех или иных из них. Но эти представления далеко не всегда отличаются реалистичностью. Туризм позволяет подростку на практике узнать о профессиях, с которыми вследствие их специфики и небольшого распространения он больше нигде не может познакомиться. Это профессии, связанные с трудностями полевой и неустроенной жизни, — геология, археология, топография и геодезия, воинская служба. Участие в туристских походах и экспедициях, которые дают представление о специфике данных профессий, где наравне с романтикой соседствуют тяжелые трудовые будни, позволяют сделать правильный выбор.

Существуют профессии, отличающиеся чрезвычайно высоким уровнем ответственности, сложности, наличием экстремальных факторов и условий. Такого рода профессии предъявляют более строгие требования к определению профессиональной пригодности. Допуск к обучению и работе по такого рода профессиям осуществляется на основе профессионального отбора, при котором обычно учитываются состояние физического и психического здоровья, знания, уровень социальной адаптации, мотивации выбора профессии, социальная направленность личности, особенности характера, эмоциональная устойчивость, волевые качества, интеллектуальный потенциал, психомоторное развитие и т.п. Эти качества развиваются в процессе обучения и воспитания в туристских кружках: юных туристских организаторов, юных инструкторов по видам туризма, юных судей туристских соревнований, юных инструкторов-проводников, юных туристов-спасателей.

Один из важнейших навыков, получаемых учащимися в ходе туристско-краеведческой, поисково-исследовательской работы, — навык общения с людьми. Это умение найти участника или очевидца событий, суметь его «разговорить», выслушать, сделать записи воспоминаний и, наконец, получить какие-либо материалы. Эти навыки необходимы для многих профессий, особенно для журналистов, тем более, что почти после каждого похода, слета, соревнований выпускаются туристские газеты, оформляются отчеты.

Необходимо отметить роль в профориентации детей школьных музеев, являющихся результатами туристско-краеведческой работы детских коллективов. Участие в работе школьного музея способствует развитию у учащихся навыков научно-исследовательской деятельности, которая заключается в сочетании собственно музееведческих методов с методами других, чаще всего профильных дисциплин, работы с людьми, экскурсионной деятельности.

Туризм дает ребенку в руки живые дела (живые, подчеркиваем, а не нарочно придуманные), открывает ему возможность пробовать и тогда он скорее находит свое любимое дело. Именно непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют школьнику осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности.

09:54

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!