Корюков Николай Александрович кавалер Одена Красной звезды
Без Николая Корюкова, тракториста автотранспортного цеха, трудно представить работу электролизников. На своем «Кировце» Николай Александрович изо дня в день возит анодную массу, фторсоли, сопутствующий материал для производства алюминия. Работа в равной степени требует от водителя четкости, быстроты и основательности: таков ритм электролизного производства. И неудивительно, что на этом «жарком» участке трудится именно Корюков. «С ним — хоть в огонь, хоть в воду», -говорят в автотранспортном. Даже те, кто знать не знает, что Николай и в самом деле прошел и огонь, и воду: Корюков — воин-интернационалист, участник боевых действий в Афганистане. И не просто участник: боевой орден «Красной Звезды», к которому в России с почтением относятся ветераны всех войн, тому подтверждение.
Четверть века минуло с той поры, как Коля Корюков из села Корюково Курганской области после полугодовой «учебки» в Закавказском военном округе попал в Афганистан. Выбирали по желанию, только и сказав: «Служить придется за границей». И шесть парней из взвода — в основном ребята-уральцы, среди которых был и Николай, — не отказались. Правда, «разбросали» их по всему Афганистану, кого — куда. Корюков попал в танковый полк: двойная профессия — механика-водителя танка и мостоукладчика — была востребована, так что приехавший за новичком в Кабул «покупатель» в лице младшего сержанта уже по пути в поселок Баграм обрисовал военные будни: мол, «работенка» предстоит жаркая, небезопасная. Впрочем, это Николай понял в первый же день пребывания в Афганистане: как только приземлились в Кабуле — попали под обстрел. Такое, кстати, «крещение» получали многие участники тех событий. Так с первых дней нашим ребятам давали знать: горячая пуля может «отыскать» в любой момент. Даже если тебе предстояло «заниматься рутинной службой», как охарактеризовал свои полковые будни н Афганистане Николай Александрович.Этодля разведроты или пехоты говорит, боевые действия были повседневностью, его двойная специальность предполагала охрану объектов, а при назначении войсковой операции (это происходило раз в месяц) — армейский выход по расчистке ущелий.
Сейчас, по прошествии времени, Корюков говорит об этих зачистках то же, о чем толковали с товарищами пол Баграмом, когда охраняли коммуникации, дороги — это понятно, а вот зачем «гонялись» по Панширскому ущелью за талибами, которые после нашего ухода возвращались туда же, и ущелье — при больших потерях с обеих сторон, передавалось из рук в руки — было неясно. Но приказ, был приказ.
Во время одной из таких операций Николай и получил свое первое ранение. За нее же через год получил орден. Вместе с командиром экипажа танка Галиевым механик-водитель Корюков ставил переправу через горную речку — это был единственный мост, по которому наши танки могли переправляться на другой берег. Тут-то и «зацепила» Николая шальная пуля. Только и успел — толкнуть командира, чтобы тот был настороже: из-за зеленых весенних сопок притаившихся «духов» не разглядеть, да и бесконечная перекрестная пальба, шум от «вертушек», гул гаубиц слились воедино, притупляя бдительность. Быстро сориентировавшись в обстановке, командир и его спаситель вовремя спрятались за танком.
С пулевым сквозным ранением средней тяжести (а поврежденные сухожилия и сегодня нет-нет да и дают о себе знать) Николая отправили в госпиталь. Но после лечения он вернулся в полк. И вскоре узнал от командира роты, что представлен к правительственной награде, вот только к какой — узнал через два года после возвращения из армии: орден Красной Звезды в восемьдесят четвертом Корюкову вручали так же торжественно, как сотням других«афганцев».
Хотя главной наградой была возможность просто жить и заниматься мирным трудом. Тем более, что дома его, «единственного мужика в семье», ждали мама и три сестры. В родном Корюково Николай шесть лет рулил на «Кировце». А прежде чем пересесть на такой же, на УАЗе (в Каменск-Уральский переехал после женитьбы), сначала поработал машинистом на бульдозере «ДТ-75". Теперь вот уже тринадцать лет отработал на «Кировце», который содержит в «боевом» режиме. Как когда-то — танк. Четко работающая техника, четкое выполнение графика перевозок — слагаемые успешной работы тракториста Корюкова. Прежде чем «проложить дорогу» в электролизный цех, Николай Александрович немало потрудился на его реконструкции. Как и на реконструкции глиноземного: расчищать площадку под новое строительство — труд не из простых, и вклад водителей АТЦ столь же значим, что труд проектировщиков, строителей.
Вообще в этом «негромком» уравновешенном человеке, трудно угадать солдата, прошедшего горнило войны. Единственным «мостом» между «этой» и «той» жизнью остаются черно – белые«афганские» снимки, огромный, типа атомного «гриб» от взрыва артскладов в Баграме, который до сих пор снится ему. И награды, говорящие сами за себя: медаль «От благодарного афганского народа», грамота «ПВС СССР», медаль «70 лет Вооруженных сил», знак «Воину – интернационалисту».
Комментарии