Ушаково - Сапожникова
В.И.Антропов, краевед.
… Когда и кем было основано село Ушаково, сейчас установить очень сложно. Во всяком случае, в 1695 году близь данного места находилась катайская выселка под названием «Панкратьевская заимка», имевшая около трех десятков десятин распаханной земли. До 1860 года это поселение носило название деревня Сапожникова. После постройки церкви стало именоваться селом Ушаковским. Откуда это название произошло – неизвестно.
С декабря 1781 года деревня Сапожникова вошла в Камышловский уезд. Поданным Камышловской земской управы с 1871 года село Ушаковское числилось в Катайской волости. В 1904 году из Катайской волости выделяется Никитинская, в состав которой вошло и село Ушаковское.
После открытия в селе Ушаковском церкви, сначала дьяконом, а затем священником в ней служил Александр Яковлевич Кокосов, заметная личность в истории зауральского краеведения. Александр сначала служил учителем, затем дьяконом и священником, одновременно собирая сведения по фольклору и этнографии. А.Я.Кокосов близко видел народные обычаи и поэзию. Его интересовало мирское искусство. В 1869 году в Санкт-Петербурге выходит книжечка А.Я.Кокосова «Круговые игры и песни в селе Ушаковском». Сборник включает небольшое количество песен, но записанных добросовестно и грамотно. Отбор материалов свидетельствует о демократизме собирателя. В частности, им включена круговая песенка о монашенке, которая встает с постели не для молитвы, а для свидания с миленьким. Священник Кокосов записал и опубликовал то, что пелось в народе. На такой шаг надо было решиться. Характеризует Кокосова как серьезного и наблюдательного собирателя запись послесвадебного обряда – «посиделка». Этот обряд бытовал в ряде мест Зауралья еще в конце 30-х годов 20 века. Однако только архивные материалы А.Я.Кокосова сохранили архаику, которая не была зафиксирована собирателями более позднего времени. Наблюдения его оказались уникальными, ничего подобного не записано ни одним собирателем России – современником Кокосова.
Село Ушаковское было одним из крупных селений в Камышловском уезде. В 1908 году в нем числилось 1542 жителя. Школа в селе открылась в 1897 году. До этого дети учились в селе Никитино. В 1909 году в Ушаковской школе обучалось 93 ученика, из них 16 девочек. Большинство крестьянских детей не училось. За посещаемостью никто не следил, никто за это не отвечал. Да и кому нужно было учить детей народа? В селе Ушаковском в 1913 году было свыше 700 дворов, а в первом классе училось 50 человек, во втором – 20, а в третьем к экзаменам осталось 7, из них только одна девочка. Девочек почти совсем не учили в школе. Рассуждали так: зачем бабе грамота?
Особенность села Ушаково в том, что оно, как Никитино и некоторые другие, расположены на реках, которые издавна человек использовал для строительства мельниц.
В Катайской волости в середине 19 века сдавали мельницы в оброк на разные сроки от 3 до 10 лет, причем с ветряной мельницы годовой оброк доходил до 50 копеек серебром, а с водяной от 6 рублей 35 копеек до 25 рублей с каждой.
Мельницы отдавались с торгов, которые обычно проходили с 4 октября.
Ушаковская (Пеньковская) мельница отличалась от всех остальных тем, что при одной плотине через Исеть по обе её стороны стояли свои мельницы: одна Ушаковская (Пеньковская), другая – Шевелевская.
Владельцем Ушаковской и Шевелевской мельниц был вплоть до установления Советской власти местный крестьянин Михаил Степанович Моисеев.
Кстати, небольшая заметка в Екатеринбургской газете «Зауральский край» от 19 июля 1915 года сообщала о том, что он взял на себя содержание открытых в Ушаково яслей для солдатских детей, то есть питание и содержание прислуги.
Ушаковское было небогатое село, скорее бедняцко-середняцкое. Зажиточных крестьян и кулаков, которые применяли в своем хозяйстве наемный труд, держали батраков, насчитывалось не более десятка. У большинства бедняков, да и у маломощных середняков своего хлеба не хватало до нового урожая, а у бедноты – только до масленицы, либо до пасхи. Приходилось искать работу на стороне. Уходили на уральские заводы, на Кудельку (Асбест), на строительство железной дороги, а некоторые шли в далекую Сибирь, на золотые прииски.
Многие тогда ушли и не вернулись, а кто вернулся, то они обзаводились хозяйством и жили в деревне.
Некоторые ушаковцы принимали участие в забастовках и выступлениях рабочих на Ленских приисках в 1912 году. Вернувшись домой, они рассказывали односельчанам об этих кровавых событиях.
Беднота, уходившая на временные заработки в город, на заводы, приносила оттуда в деревню новые песни, от общения с рабочим классом набиралась революционного духа. Революция 1905 года не задела Ушаково, прошла мимо. Война с Японией тоже не отразилась на экономике и людских резервах села. В японской войне участвовало небольшое количество солдат-ушаковцев, которые в это время проходили срочную службу. Погибло на фронте четверо.
Зато война с Германией в 1914 – 1918 годах сильно подорвала экономику крестьянских хозяйств. Большинство мужчин самого трудоспособного возраста были призваны в армию. В деревне остались одни женщины-солдатки, старики, ребятишки. Посевная площадь, количество рабочего скота сильно сократились.
Революция 1917 года всколыхнула массы. Первые декреты Советского правительства пришлись всем по душе. Солдаты возвращались домой, но капиталисты, кулаки и другие контрреволюционные элементы не хотели лишаться нажитого на труде рабочего класса и крестьянства богатства и при активной помощи мировой буржуазии развязали гражданскую войну. Снова пришлось браться за оружие, чтобы отстоять завоевания революции. Вновь опустели села. Многие ушаковцы воевали в рядах полка «Красные Орлы».
Сельские дела в то время решали своеобразно. На общем собрании, или как говорили тогда, сходе, жители села избирали членов Совета, которые по очереди исполняли обязанности председателя Совета, потому как во время политики военного коммунизма должность председателя не оплачивалась.
Окончилась гражданская война, вернулись домой красноармейцы. Тогда и стали избирать председателей Совета на постоянной основе. Первыми были И.Т. Таушканов и П.Т. Афанасьев. Когда их перевели на работу в Никитинский волостной комитет, долгое время работал председателем Совета П.С. Устюжанин.
14 марта 1920 года в селе Ушаково состоялось собрание сочувствующих РКП/б/, на котором было решено организовать ячейку. В неё вошли семь сочувствующих и 3 коммуниста. Организатором ячейки явился коммунист Богомолов Александр Владимирович.
В партийной организации с.Ушаково в 1923 году были М.П.Никифоров – секретарь партийной ячейки, В.А.Аникеев, его брат И.А.Аникеев, И.Т.Таушканов, В.Ф.Томилов, его жена А.Ф.Томилова, Д.М.Ермаков, Петр Корюков. Кулаки, недовольные законами Советской власти, мстили коммунистам и беднякам, проводившим эти законы в жизнь. Они зверски убили одного из активных коммунистов В.А.Аникеева.
В 1924 в селе создается комсомольская ячейка, организатором которой был Дмитрий Михайлович Ермаков. Он же и возглавлял в первое время организацию. Первыми комсомольцами были Степан Никифоров, Григорий Таушканов, Федор Аникеев, Прокопий Бахарев. Позднее в комсомол вступили Степан и Агриппина Никифоровы, они приняли активное участие в улучшении работы комсомола и создании пионерских отрядов.
Комсомольцы активно участвовали в проведении передела земли, в изъятии у Моисеева мельницы и в передаче её комитету бедноты. Будучи сами недостаточно грамотными, Нои с увлечением занимались делом ликвидации неграмотности не только тем, что учили, но и тем, что тащили в ликбез всех неграмотных. Конечно же учились и сами.
Неоценимую услугу совершили комсомольцы в деле хлебозаготовок и особенно в 1927 – 1928 годах, когда кулачье яро сопротивлялось делу хлебозаготовок.
Окончилась гражданская война. Советский народ приступил к строительству новой жизни. В решительной борьбе с врагами коммунистическая партия придавала большое значение печати. До революции в деревне газет почти не было. В Ушаково на 700 дворов приходило 2 экземпляра газеты «Русское слово», да и те получали священник и учительница.
Для того, чтобы крестьяне выписывали газеты, нужно было ходить по дворам, агитировать, убеждать мужиков выписывать газеты. Таких вот активистов-агитаторов поощряли. Например, охватил подпиской 10 дворов – агитатору выпишут бесплатно газету на год. Один из активистов-агитаторов того времени Андрей Андриянович Устюжанин получал «Крестьянскую газету» — областную и «Бедноту» — центральную, журналы «Безбожник» и «Сам себе агроном».
Был тогда в Ушаково сначала активный распространитель газет, затем селькор Иван Михайлович Никифоров. Они вместе с А.А.Устюжаниным побывали на областном слете селькоров в Свердловске, были на приеме у П.П.Бажова, который тогда работал в редакции областной «Крестьянской газеты», заведовал отделом селькоровских писем. Вскоре И.М.Никифорова выдвинули на работу в Наркомфин. Вот что писала Шадринская «Рабочее-крестьянская правда» в номере 58 от 26 мая 1926 года под заголовком «От сохи в Наркомфин»:
«В середине мая в Москву уехал крестьянин деревни Ушаковой Катайского районатоварищ Никифоров Иван Михайлович.
Он выдвинут для работы в народном комиссариате финансов.
Товарищ Никифоров крестьянин-середняк. Прошел выучку в Красной Армии, был селькором «Рабочее-крестьянской правды» и областной «Крестьянской газеты». Последнее время работал в Катайском райисполкоме, заведовал финчастью. Теперь товарищ Никифоров пошел на большую ответственную работу в одном из центральных органов Советской власти».
С образованием в 1924 году Катайского района в селах стали проводить землеустройство, причем ближние лучшие земли отводили беднякам и середнякам. Это была, по сути, настоящая земельная революция. Крестьяне собирались группами, каждый день проходили собрания, выбирали уполномоченных, обсуждали, где и какой участок земли занять. Начался массовый выход крестьян на выселки. В Ушаковой было организовано 6 выселок: «Уральский», «Моховое», «Батрак», «Озерки» и другие.
В 1925 году группа ушаковской бедноты решила организовать машинное товарищество с уходом на выселок. На 11 дворов было 7 лошадей, 5 сабанов, 7 деревянных борон. По бедняцкому кредиту группа выписала 10 плугов, 5 культиваторов, сеялку, молотилку и жнейку – самосброску. Когда же подошел срок получать машины, в списке Ушаковского товарищества не оказалось. Возмущение членов товарищества было очень велико, и по поручению коллектива А.А.Устюжанин написал заметку в «Крестьянскую газету», выходившую в Свердловске. Тогда наш район входил в Уральскую область с центром в Свердловске. Газета напечатала заметку под заголовком «Получили шиш с маслом». Только после этого комиссия по бедняцкому кредиту внесла заявку ушаковцев в список.
Машины получили на следующий год. Использовать их только для своих нужд полностью не могли, так как весь посев товарищества не превышал 15-20 десятин. Проработав год, члены машинного товарищества решили перейти на устав товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ). Председателем избрали Устюжанина Андрея Андрияновича. Активными членами ТОЗа были братья Иван и Александр Никифоровы, Афанасий Михайлович Никифоров, Филипп Чистяков, И.Н.Хмыльнин, Г.И.Аникеев, Флегонт и Николай Моисеевы.
А.А.Устюжанин председателем ТОЗа работал недолго. Его, как наиболее грамотного в 1932 году направили на курсы учителей, и с тех пор он связал свою жизнь со школой. Работал директором Ильинской семилетней школы, Петропавловской, в других школах района, последние годы работал заведующим Никитинской школы.
А между тем положение с хлебозаготовками в стране оставалось сложным. Зажиточные слои деревни саботировали хлебосдачу. Приходилось принимать чрезвычайные меры. Так было и в Ушаково. Делали обыски, устраивали засады и т.п. Вот что сообщали из Ушаково в райком партии: «У одного зажиточногобыло проведено до 6-и обысков – хлеба не находили. Вечером одного дня стало известно, что этот гражданин поедет ночью продавать хлеб. Поставили засаду. Факт подтвердился. Из скрытого хлеба он повез 20 пудов продавать».
А секретарь партячейки села Ушаково стоял на квартире у кулака и скрывал у себя его имущество.
На одном из собраний обнаглевший кулак Зенков заявил комиссии:
— Я тогда буду сдавать хлеб Советской власти, когда она будет платитьмне рубль золотом за чайную чашку зерна…
Так было.
В начале 1929 года в ТОЗе было уже 26 дворов. В конце 1929 года в связи с развертыванием работы по коллективизации ТОЗ перешел на устав коммуны. С тех пор и существовал в Ушаково первый колхоз – коммуна имени «1 Мая». Под этим названием он пробыл вплоть до 50-х годов, вплоть до укрупнения колхозов.
В коммуну вошла большая часть беднотыи сознательные середняки.
Нужно было братьсяза организацию нового, еще невиданного коллективного хозяйства, не имея никакого опыта и знаний. Обобществлялся весь домашний скот, даже птица. Одним махом были сломаны, разрушены веками создаваемые устои частнособственнического единоличного хозяйства. Поначалу действовала уравнительная система распределения продуктов по едокам. На этой основе посыпались жалобы, недовольства, в особенности среди женщин-хозяек, лишившихся своих кормилец-буренок…
После статьи И.Сталина «Головокружение от успехов» из коммуны начался большой отлив, но костяк сохранился, и, когда осенью 1930 года коммуна перешла на устав сельхозартели под тем же названием имени 1 мая, бывшие коммунары стали возвращаться в колхоз. К весне 1931 года в колхозе имени 1 Мая насчитывалось до 160 дворов. Осенью того же года в Пеньковой создается артель имени 8 Марта. Эти 2 колхоза существовали вплоть до Великой Отечественной войны.
В 1930 году организуется Катайская МТС. В нее поступают тракторы, другая сельскохозяйственная техника. На базе МТС обучаются трактористы.
И вот теплый майский день 1931 года. На площади у сельсовета Ушаковой большая толпа народа. Пришли даже старики. Идут оживленные разговоры, споры. Вдруг звонкий мальчишеский голос прорезался сквозь шум толпы:
— Едут! Едут!
Люди оживились, бросились на встречупоказавшимся из-за поворота тракторам. Их было пять. На передней машине молодой колхозник артели «1 Мая» Иван Таушканов, только что окончивший курсы трактористов при Катайской МТС.
Не заезжая на усадьбу, тракторы направились на ближайшее поле пробовать свою силу. Сопровождаемые толпой, они двигались друг за другом, поднимая мощные пласты жирного чернозема. Мужики рассматривали пахоту, особенно старательно измеряли глубину борозды, ширину захвата плугов. Так было положено начало новой колхозной жизни, новому социалистическому укладу в деревне.
Шло время. Росла и развивалась деревня. Увеличивалась численность населения в селе. Перед Великой Отечественной войной в Ушаковском сельском Совете вместе с деревней Шевелевой проживало более 2 тысяч человек. В годы войны не вернулось с фронтаоколо 200 воинов. В этот период войны хозяйства села значительно ослабли экономически, обезлюдели.
В 50-е годы было принято решение объединить ослабевшие колхозы. До 13 августа 1950 года на территории Ушаковского сельского совета находилось три колхоза, по количеству населенных пунктов. Накануне во всех хозяйствах провели общие собрания, где было решено объединиться в один колхоз. Так 13 августа 1950 года появился объединенный колхоз, который назвали «Заветы Ленина», на собрании было избрано правление в составе 11 человек. Председателем стал Н.Д.Дядяев, а его заместителем И.М.Зеленин. В октябре 1950 года Иван Михайлович Зеленин был направлен в Курганскую областную школу руководящих кадров, а с октября 1953 и по январь 1980 года он бессменно руководил хозяйством.
В год укрупнения посевная площадь составляла <st1:metricconverter>2097 гектаров</st1:metricconverter>, в том числе зерновых – 1880. На круг тогда собирали чуть больше 8 центнеров с гектара.
После 1954 года в течение 7 лет было <st1:metricconverter>1500 гектаров</st1:metricconverter> целины и кроме того распаханоболее <st1:metricconverter>300 гектаров</st1:metricconverter> малопродуктивных лугов и пастбищ. В результате посевная площадь значительно выросла.
В 1958 году колхоз купил всю технику, работавшую на его полях. Вместе с техникой в штат колхоза перешли механизаторы. У земли появился один хозяин – колхоз.
Уже в 1959 году был получен 100 пудовый урожай. Это позволило колхозу рассчитаться за технику и перейти на денежную оплату труда. Колхоз в числе первых в районе был подключен к государственной электросети. В производственных помещениях, в домах колхозников появился электрический свет, первые электромоторы.
Стало расти материальное состояние колхозников. Телевизоры, радиоприемники, газовые плиты и другая бытовая техника появилась в домах колхозников, в личном пользовании колхозников несколько десятков легковых машин, много мотоциклов.
В колхозе велось большое строительство объектов производственного и культурно-бытового назначения. Были введены в эксплуатацию Дом культуры, средняя школа, много крупных животноводческих помещений, склады для зерна, картофеля, минеральных удобрений, механическая и деревообделочная мастерские, жилые дома.
Многие и многие колхозники за свой труд были награждены орденами и медалямиСоветского государства.
Много сил и здоровья вложил в развитие хозяйства его председатель Иван Михайлович Зеленин. «Заветы Ленина» соревновались с колхозом «Родина» из Ильинки, бывало и так, что по некоторым показателям «Родина» отставала от «Заветов Ленина». М.П. Клещёв и И.М.Зеленин – друзья-соперники учились друг у друга, перенимали опыт.
При Иване Михайловиче начал свою трудовую деятельность в колхозе «Заветы Ленина» зоотехником Александр Анатольевич Вяткин. Сам уроженец села Ушаково, он после армии и сельхозинститута, вернулся на родину. Работая зоотехником рядом с таким мастером, как Зеленин, Александр Анатольевич перенимал его опыт руководства, его опыт работы с людьми. Когда же встал вопрос о назначении директора совхоза «Красные Орлы» в 1977 году, его кандидатуру посчитали самой подходящей. А в 1986 году А.А.Вяткин избирается председателем Катайского исполкома районного Совета народных депутатов, позднее главой администрации района.
В этой должности работал он 8 лет. В годы его руководства Катайский район был в числе передовых в области. Катайцы добивались высоких урожаев, стабильно работала промышленность, развивались спорт, культура, образование. В полную силу работали детские сады и школы, клубы и дома культуры.
В ноябре 2000 года Вяткин Александр Анатольевич вновь избран главой администрации Катайского района.
Ну, а само село Ушаковское не избежало судьбы других сельских населенных пунктов района. Реформы 90-х годов резко изменили жизнь селян. Колхоз «заветы Ленина» пока сохранился, но из него выделились и Оконечникова, и Шевелева. Кроме того, более десятка бывших колхозников стали фермерами. Численность населения сократилась. Сейчас в сельском совете проживает около 900 человек.
Комментарии