Катайское село
Катайское село
Катайское с. (5 благочиние) Камышловский уезд расположено на левом берегу р. Исети при устье небольшой речки Катайки, отстоит от Екатеринбурга в 138 в. к юго-востоку, от Камышлова в 75 в.; в 45 в. от Катайскаго находится ст. железной дороги – Островская. Первое русское поселение на месте с. Катайскаго заведено около 1655 г. Раньше здесь жили и свободно владели землями татары, потомки тех, которые были покорены Ермаком, башкиры, прикочевавшие из-за Урала и платившие калым Тоболякам и Тюменцам, и другие инородцы. В половине 17 столетия эти инородцы еще не теряли надежды на возстановление своей самостоятельности и свое недовольство русским нередко выражали набегами на русския поселения, опустошениями и настоящими бунтами. Поэтому с. Катайское возникло первоначально в виде острога, предназначенного для защиты и охраны окрестнаго населения от набегов инородцев. Заводил и строил Катайский острог прикащик этого острога Верхотурский боярский сын Панкратий Перхуров, при бытии в Верхотурье воеводы Льва Измайлова (1652 – 1655) и Ивана Хитрова (1656 – 1658); — так говорили в 1695 г. Катайские старожилы Тобольскому дворянину Полозову, посланному в слободы, смежныя с башкирскими землями, для разбора поземельных споров. Возможно, что первые поселенцы из русских жили на месте Катайскаго и ранее 1655 г., а самый острог основан году в 1650, так как уже в 1657 г. в нем прибрано на денежный оброк пять семей русских людей, да 36 семей татар и черемис. В 1659 – 1660 г. острог с башнями и воротами был окончательно отстроен. Этот первый острог вскоре же был сожжен башкирами; другой, построенный на место его, сгорел от неизвестной причины; в 1695 г. острог был уже третий. Во второй половине 17 стол. наступили благоприятные условия для развития русской оседлости в крае. В 1695 г. в Катайском остроге числилось 58 дворов беломестных казаков и 269 дворов крестьянских. Они занимали значительное количество земли пахатной, залежной, под покосы и выгоны. В Катайском тогда было 5 мельниц на р. Катайке и 4 кузницы. В 18 стол. Катайский острог пережил еще два башкирских бунта в 1707 г. и в 1732 г. Спокойныя времена для острога наступили после башкирскаго бунта 1732 г., с учреждением 30 Декабря 1737 г. в Чебаркульской станции Исетской Провинциальной Канцелярии. Нападения и злодейства башкир с тех пор прекратились, и местность около Катайскаго острога стала быстро заселяться. В начале 19 стол. Катайский острог служил торговым пунктом и гремел внутри России своею Богоявленскою ярмаркою, на которую съезжалось множество купцов из Сибири, России, Казани и Уфы; отсюда они проезжали на Ирбитскую ярмарку. Чрез Катайский острог тогда пролегал путь из Казани в Сибирь чрез Уфу. В настоящее время с. Катайское является обширным постоянным хлебным рынком. С своих базаров – еженедельно в четверг и пятницу – он выпускает огромное количество хлеба. Время возникновения самостоятельнаго Катайскаго прихода в точности неизвестно. В Катайском остроге была деревянная церковь во имя св. мучеников Флора и Лавра. В башкирский бунт, вероятно, в т. наз. Сеитовский, относящийся к 1662 – 1665 г. г., вместе с острогом сгорела и церковь. Была построена новая церковь, которая тоже сгорела. В 1671 г. Долматовский игумен Иосиф (1671 – 1673) по грамоте Корнилия, митрополита Сибирскаго, 4 Декабря освятил в Катайском остроге вновь сооруженную деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Церковь с иконами, книгами, ризами, сосудами, утварью и 6 медными колоколами стала в 300 р. В 1695 г. при этой церкви было 2 попа, дьячек, 2 пономаря и просфорня. Около 1700 г. в Катайском остроге была построена другая церковь – во имя Святыя Троицы. Кроме этих двух церквей в остроге существовала еще третья – Ильинская церковь, построенная, вероятно, в начале 18 стол. Старинный в с. Катайском приход Богоявленской церкви первоначально был весьма обширен. В него входили: с. Катайско-Троицкое, с. Катайско-Ильинское, с. Боровское, Корюковское, Ушаковское, Никитинское; Шадринскаго уезда – с. Песковское, д. Чусовая, Большой и Малый Касаргуль и Павлунина. В настоящее время приход Богоявленской церкви с. Катайскаго составляют: само село, или слобода, и деревни в 1 в. от села Кораблева и в 7 в. Шевелева, до 1840 г. называвшаяся Мартыновой. Прихожан считается м. п. 1440 и ж. п. 1466 душ. Все они русские, православные, по сословию крестьяне, за исключением душ 250 разночинцев, приехавших из разных, но преимущественно из Владимирской, губерний для торговли. – Существующий в с. Катайском каменный, трехпрестольный храм, с главным престолом во имя Богоявления Господня, заложен в 1782 г. 9 Октября по грамоте епископа Тобольскаго Варлаама. Освящен был храм 31 Мая 1791 года. В 1798 г. с северной стороны храма был заложен, а в 1802 г. 11 Октября освящен придел с престолом во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В 1821 г. в трапезе Богоявленского храма с южной стороны был заложен, а в 1828 г. освящен придел во имя Всемилостиваго Спаса. Наиболее чтимые иконы в Богоявленской Катайской церкви – икона Флора и Лавра, в серебро-позолоченной ризе, будто бы сохранившаяся еще из первой церкви, и икона Божией Матери Афонская, именуемая Иверской. Замечательны в церкви – в приделе Тихвинском – антиминс, священнодействованный в 1801 г. и сохранившийся до сих пор совершенно новым и две ризы с стихарем старинного малиноваго рытаго бархата, шитыя по оплечьям и подолу словами и изображениями: на одной ризе – Богоявления Господня, а на другой – Божией Матери, — золотом и серебром. Эти ризы одне из первых по основании церкви, и времени им не менее 70 лет. Причт, в составе 1 свящ., 1 диакона и 1 псаломщика, пользуется церковными домами (3 дома). На средства Катайской Богоявленской церкви совместно с Троицкою церковью содержится женская церковно-приходская школа, открытая в 1901 г. на место двух отдельных смешанных школ при этих церквах. Кроме указанной школы, с 1900 г. в селе существует двухклассное училище Ведомства Мин. Нар. Просвещения; а в приходской деревне Шевелевой – земское училище. В нескольких саженях от приходской деревни Кораблевой находится кладбищенская церковь Всех Святых, а часовни имеются в селе и деревне Шевелевой.
Комментарии